.

Статья про первые старты

Автор: Ксения Антонова. Фото автора.

О подготовке лошади и наездника к первым соревнованиям

Первые старты: конкур

Даже именитые спортсмены признаются, что волнуются перед стартами — а как же быть тем, кому предстоит впервые выйти на боевое поле?

Прежде всего, грамотно и тщательно подготовиться. Когда вы знаете, что сделали вcе от вас зависящее, и сделали это правильно, значительная доля волнения уходит сама собой. Хорошо, если вы раньше уже бывали на стартах хотя бы в качестве зрителя, а лучше — в роли помощника или коновода у кого-то из старших товарищей. Тогда вы в общих чертах представляете себе, что вас ожидает. А если такой возможности не было? В любом случае вашим проводником будет тренер. Доверяйте своей интуиции: если вам что-то мешает положиться на своего учителя, то возможно, стоит прислушаться к внутреннему голосу и подыскать другого наставника. Ведь от него зависит не только спортивный результат, но и ваша безопасность.

Одежда и амуниция

Как только вы решили для себя, что будете выступать на соревнованиях, можете смело отправляться в конный магазин. Вам потребуется специальная одежда и амуниция для стартов. Для всадников это как минимум белые бриджи, светлая рубашка, часто с галстуком, и редингот. Перчатки в обязательной спортивной форме не оговариваются, а шлем можно использовать и тренировочный, но без него спортсмены на старты не допускаются. Если соревнования проходят летом, судьи могут разрешить выступать без рединготов, и в этом случае надо обратить особое внимание на на то, чтобы ваша майка или рубашка закрывала плечи и горло. Это может быть и футболка с воротником-стойкой, но ни в коем случае не майка с вырезом.

Для лошади форма более демократичная, но лучше запастись белым вальтрапом и по необходимости белыми или черными ногавками или бинтами, если таковых еще нет в запасе. Проверьте ваш тренировочный хлыст: если вы хотите использовать его на стартах, то длина не должна превышать 75 см.

Однако «парадная» форма — это далеко не все, что потребуется на соревнованиях. Для перевозки лошади надо иметь транспортировочные ногавки. Также полезно взять с собой как минимум две попоны: одну для перевозки и другую для отшагивания: после маршрута лошадь скорее всего будет вспотевшая, и в той же попоне, в которой вы будете отшагивать ее после старта, везти ее в коневозе будет нельзя. Если у вас нет рептуха для сена, его тоже лучше приобрести заранее: он потребуется лошади в дороге и во время ожидания стартов. Проверьте также, что у вас есть два чомбура — они могут пригодиться, чтобы организовать развязки, если в клубе, принимающем старты, не будет свободных.

Тренировки

Хорошо, если уже до первых стартов у вас будет хотя бы небольшой опыт запоминания и преодоления маршрутов. В КСК всадники и тренеры часто кооперируются и выстраивают импровизированные маршруты для тренировок, выставляя высоту в соответствии с возможностями спортсменов. Высота, на которой вы будете тренироваться, может послужить разминочной для более опытных всадников: они поднимут жерди, когда вы закончите тренировку. Высота, которую вы будете преодолевать на стартах, не должна быть вашим пределом, а тем более пределом лошади. То есть если вы готовитесь участвовать в маршруте с высотой препятствий до 80 см, то «дома» вы должны тренироваться преодолевать отдельные препятствия и связки высотой хотя бы 90, а лучше и 100 см.

Построение тренировочного процесса в последние дни перед стартами во многом зависит от лошади, но есть и общие рекомендации. За 1-2 дня перед стартами можно дать полную нагрузку на прыжковой тренировке, но в последний день оттачивать технику прыжков не имеет смысла: лошадь только устанет и покажет на стартах худший результат, чем могла бы. Не должна лошадь и стоять, так что оптимально дать легкую нагрузку на корде или под верхом, а еще лучше неспешно прогуляться в лес, если лошадь к этому приучена.

Накануне стартов

Коневоз следует заказывать заранее, ведь часто в выходные проходит несколько стартов одновременно, и многие коневозы могут оказаться забронированными. Выгоднее отправляться на соревнования как минимум вдвоем (если у вас одна лошадь) — тогда можно будет разделить стоимость перевозки. Уже при заказе транспортировки надо будет сообщить время начала соревнования, чтобы перевозчик мог рассчитать время выезда, и вы не опоздали на старт.

Полезно также заранее созвониться с принимающей стороной и узнать, есть ли у них возможность арендовать денник или поставить лошадь на свободные развязки. Аренда денника — идеальный вариант особенно для жеребцов и активных кобыл. На стартах лошадь сталкивается с десятками незнакомых сородичей, которые тоже находятся в непривычной обстановке и нервничают — для лошади это лишь дополнительный стресс, так что лучше, если у лошади будет свой уголок для отдыха.

Для стартов все всадники обязаны иметь дополнительную медицинскую страховку — приобрести ее можно в любой поликлинике. Если вам меньше 18 лет, необходимо также письменное разрешение от родителей. Кроме того, в физкультурном диспансере надо оформить справку, дающую допуск на соревнования. Как правило, одна справка действует полгода. Лошадям также потребуются документы: паспорт спортивной лошади или другой документ, где будет указан владелец и возраст лошади. Важно иметь в виду, что дети до 16 лет не допускаются на старты на лошадях младше 5 лет. Помимо паспорта, у лошади должно быть проходное ветеринарное свидетельство — его можно получить в ветеринарной станции. Кстати, паспорт должен быть и у всадника, если он совершеннолетний: часто призовые выписываются только по предъявлению удостоверения личности.

Даже если вы привыкли самостоятельно собирать лошадь перед тренировками, на соревнованиях вам скорее всего потребуется коновод. Ведь если вы стартуете в начале списка, то времени между осмотром маршрута и разминкой не хватит для того, чтобы поседлать и начать разминать лошадь. Тренер тоже не сможет вам помочь — ведь он будет обходить маршрут вместе с вами. Поговорите с вашими «младшими» товарищами, которые уже уверенно чувствуют себя в седле, или с другими спортсменами, которые не стартуют в этот день — вполне возможно, что им интересно будет посмотреть соревнования, а заодно помочь вам с лошадью.

Проверьте, почистите и промажьте с вечера всю амуницию — на стартах времени на это не будет. Лошадь тоже стоит почистить с вечера и оставить на ночь в попоне. Все вещи тоже лучше собрать накануне. Утром, когда приедет коневоз, останется лишь немного «смахнуть» лошадь и загрузить вещи и сено в машину, не теряя драгоценное время. Несмотря на то, что вы уже дважды чистили лошадь перед выездом, не забудьте взять с собой щетки и крючок для копыт, а также ведро, чтобы была возможность попоить лошадь.

На месте стартов

Возможно, ветеринарное свидетельство лошади у вас спросят уже на въезде в КСК, где проводятся соревнования. Если нет, то со всем комплектом документов всадника и лошади надо будет сразу по приезде явиться на мандатную комиссию. Здесь же оплачивается стартовый взнос. Около помещения мандатной комиссии, как правило, можно найти стартовые протоколы. Всегда лучше проверить, что вас внесли в списки, и запомнить свой номер, чтобы сориентироваться, когда выходить на разминку. Команду выходить на разминочное поле вам даст тренер. Обычно там находится одновременно 6-8 всадников в зависимости от размеров площадки, и когда одного из них вызывают на старт, на разминку выходит следующий. Надо учитывать, что полностью размять лошадь за то время, что вы будете на разминочном поле, а это около 10 минут, не удастся. Поэтому хорошо размяться на шагу необходимо заранее. На разминочном поле вы под руководством тренера разомнете лошадь на рыси, сделаете несколько подъемов в галоп и несколько прыжков через тренировочное препятствие.

Даже если вы привыкли тренироваться без шлема (что само по себе противоречит правилам безопасности), на соревнования и даже на разминочное поле всадники без шлемов не допускаются.

На поле

В теории это кажется очевидным, но когда начинающий спортсмен впервые оказывается на боевом поле, изо всех сил стараясь не забыть маршрут и пройти все препятствия чисто, некоторые «формальности» сами собой забываются. Поэтому уже на этапе осмотра маршрута надо проходить его полностью, не забывая о том, что начинается он не от первого препятствия, а от стартовых створ. И заканчивается, соответственно, финишными створами, которые необходимо пересечь сразу после преодоления последнего препятствия — ведь ваше время отсчитывается по моментам пересечения этих двух линий.

Старт принимается по сигналу колокола и по подъему флажка стартера. Если флажок не поднят, это значит, что поле не готово. Перед тем, как начать маршрут, не забудьте поприветствовать судей, если перед соревнованиями не было отдельно объявлено, что старт принимается без приветствия (это может быть сделано в целях экономии времени).

Если во время прохождения маршрута звучит колокол — это сигнал к остановке. Либо вы нарушили правила и не имеете права продолжать маршрут, либо было разрушено препятствие, и требуется время на его восстановление. В последнем случае время будет приостановлено, и отсчет начнется с очередным ударом колокола — он же будет для вас сигналом к продолжению маршрута.

Важно заранее ознакомиться с правилами. Соревнования могут судиться по региональным или по международным правилам — от этого, в числе прочего, зависит количество разрешенных на маршруте закидок. Также имеет значение и то, когда будет перепрыжка, если она предусмотрена. Если она проводится сразу после прохождения маршрута, то и маршрут перепрыжки стоит выучить заранее, даже если вы не рассчитываете на победу. Ведь крайне обидно будет чисто пройти маршрут и сдаться на полпути!

Есть и общие правила соревнований, которые вам должен объяснить тренер еще во время занятий «дома». Например, падение до пересечения стартовой линии не засчитывается. После удара колокола у всадника есть 45 секунд, чтобы пересечь стартовые створы, поэтому в случае падения правильнее всего как можно быстрее снова сесть в седло и начать маршрут, если падение было безболезненным. То же касается и падения после пересечения финишной линии — такое падение не засчитывается.

На соревнованиях в КСК «Эквилэнд» был случай, когда всадница упала, даже не преодолев первого препятствия и, расстроенная, покинула поле, а тренер не подал вовремя заявку на повторное прохождение этого маршрута, хотя такой вариант разрешается правилами: всадник, не преодолевший ни одного препятствия на маршруте, имеет право на повторную заявку. Тогда в порядке исключения маршрут был восстановлен по окончании соревнований, и всадница, хоть и вне конкурса, отпрыгала его чисто, получив от КСК «Эквилэнд» приз за волю к победе. Но не на каждых стартах у организаторов будет возможность идти навстречу всадникам, по вине тренеров допустивших досадную ошибку, так что в грамотности ваших наставников лучше все-таки убеждаться перед соревнованиями, а не во время их. Успехов на стартах!

Автор благодарит тренера Любовь Иванову за помощь в подготовке статьи.