Такую картину все чаще приходится наблюдать в российских конноспортивных клубах. Желая своим детям лучшего, родители обеспечивают им самые комфортные условия, приобретают дорогих лошадей – но стоит европейскому четвероногому гостю попасть в Россию, как весь его талант загадочным образом тает, несмотря на немецкие седла, денники по немецким технологиям и даже немецкие хлыстики. Может, есть еще что-то, что мы забыли импортировать из Германии?
Немецкий конный спорт – это огромная система, регламентирующая отношения с лошадью не только Олимпийской сборной, но и всех конников от мала до велика. И если в восточных частях страны ребенок еще может просто прийти и сесть на лошадь «покататься», то на Западе его сначала в обязательном порядке научат за лошадью ухаживать – вне зависимости от материального состояния родителей. Помогать на конюшне за возможность ездить верхом здесь абсолютная норма, и чем-то унизительным это вовсе не считается. Дети соревнуются за право обзавестись так называемой «Pflegepferd» (Pflege – уход, Pferd – лошадь, нем.) - лошадью, за которую они будут отвечать, чистить ее, седлать, двигать – словом, считать почти своей. Это происходит, когда у владельца не хватает времени, чтобы каждый день проводить с конем. Для детей может быть устроена пробная неделя, когда ухаживать за лошадью они будут все вместе. Но как бы хорошо они ни справлялись, шансов всегда будет больше у тех, кто сдал специальный экзамен: «Малая Подкова».
«Малая Подкова» - мотивационный тест для маленьких всадников, организованный Немецкой Федерацией Конного Спорта. Подготовиться к нему и сдать экзамен можно практически в любом обучающем конноспортивном клубе. Возраст участников – не старше шестнадцати лет. В практической части дети показывают навыки ухода за лошадью: раскрючковывают копыта, чистят и седлают лошадь (отдельно оговаривается, что если лошадь слишком высокая, допускается помощь взрослых), проводят лошадь по конюшне и разворачивают ее в проходе. Далее в смене демонстрируются основные аллюры верхом и при желании работа на кавалетти. Ошибки при езде и даже падения допускаются, а вот обращение с лошадью оценивается гораздо строже: к примеру, раскрючковывать копыта полагается только от себя и всегда внешней рукой, будь то правая сторона или левая. Но и здесь ошибки могут простить. Что неминуемо ведет к провалу экзамена – это жестокое обращение с лошадью: дергание за поводья, удары или чрезмерное использование хлыста.
На этом экзамен не заканчивается: детям предстоит сдать также теоретическую часть. Тут необходимо знать основы чистки и подгонки амуниции, принципы кормления и содержания лошадей, закон о защите животных. То, что пока не обязательно уметь на практике, надо знать в теории: например, как выглядит правильная посадка и каковы основные фигуры движения по манежу. Особое внимание уделяется безопасности: обязательный вопрос – поведение при несчастном случае. Готовить детей даже к такому несложному экзамену могут только тренеры, обладающие соответствующей лицензией.
Следующий тест – «Большая Подкова» - предусмотрен для всадников до 18 лет. В теоретической и подготовительной части он сходен с предыдущим, а вот к езде требования выше: надо продемонстрировать простейшие элементы выездки и преодоление небольших препятствий на легком кроссе. Есть также «Смешанная Подкова», позволяющая за один экзамен охватить конный спорт и любую другую дисциплину, которой ребенок занимается, будь то плавание или легкая атлетика.
Курс подготовки к большой или малой «Подкове» обходится в среднем в 50-60 евро, сам экзамен стоит 20 евро. Это даже не первая, а всего лишь подготовительная ступень на пути к разрядам и медалям, но во многих областях Германии без этих первых дипломов невозможно записаться ни в одну группу по совершенствованию верховой езды. Впереди у маленьких всадников будет еще много экзаменов, и в каждом обязательно встретится вопрос о содержании лошадей, их кормлении или физиологии. С детства спортсмены привыкают проводить со своими четвероногими партнерами как можно больше времени, изучать их индивидуальные повадки, заботиться о них и получать доверие в ответ. Не это ли та часть подготовки всадников, которой нам так не хватает для медалей?